МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ ИМЕНИ К.А. МИКСОН ПО ТЕМЕ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ ИМЕНИ К.А. МИКСОН ПО ТЕМЕ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

14 января 2016, 12:00 am
Опубликовано в Симон Надежда Андреевна
Прочитано 3705 раз

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ  НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ ИМЕНИ К.А. МИКСОН ПО ТЕМЕ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

Оглавление

 

1.Введение                                                                                                 3

2.Основная содержательная часть

2.1. Смысловое чтение как один из путей развития

читательской грамотности                                                                        4

2.2. Основные этапы работы с текстом                                                    5

2.3. Приемы и методы смыслового чтения                                              7

3. Анализ полученных результатов                                                          8

4.Заключение                                                                                              9

5.Список использованной литературы                                                   10

1.Введение

 

Фактором реализации нового подхода в современной школе является введение новых образовательных стандартов, которые представляют собой совокупность требований, основными из которых являются требование к результатам образования и обучение на основе метапредметности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст и понимание его смыслового содержания. Именно работа с текстом позволяет добиваться определенных результатов.

     Практика последних лет показывает, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.Школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора или компьютера.
    Согласно диагностике техники чтения  и анкетированию, которые проводились мною  в начале года, я увидела, что большая часть обучающихся читает выше 100 слов в минуту, но хотелось бы отметить, что данное чтение невдумчивое, невнимательное; после прочтения текста многие  не смогли  грамотно пересказать прочитанный текст, определить главную тему  или назначение предмета, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста, не обладали навыками чтения информации, представленной в схемах, таблицах и т.д.

 

Результаты анкетирования в 5 В и 5 Б классах. Справились с заданиями (начало учебного года).

 

Работа с текстами (задания)

5 Б

5 В

Выделение главного в тексте

            56%

72%

Умение найти в тексте ответы на поставленные вопросы

            80%

            84%

Грамотно пересказать прочитанный текст

            36%

            52%

Различать темы и подтемы 

            80%

           76 %

 

В связи с этими трудностями появилось новое понятие – смысловое чтение.

  2. Основная содержательная часть.

  2.1. Смысловое чтение как один из путей развития читательской грамотности       

 Смысловое чтение -  достаточно новое понятие в педагогике. По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение – это  восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Если посмотреть на  чтение как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы: первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.  

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

·        осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

·        определением основной и второстепенной информации;

·        формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

2.2. Основные этапы работы с текстом.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.           Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.           Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

Заглавие  и ключевые слова как опорные элементы текста

Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению  основных элементов текста, таким как заголовок и ключевые слова. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его  суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого  открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

        II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.

1.          Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

2.          Анализ текста  (приемы: комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.          Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.          Выразительное чтение.

       III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

     2.3. Приемы и методы смыслового чтения                                

    В настоящее время разработано много подходов к совершенствованию обучения  учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности – от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового чтения текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.

Нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д. Приемов и методов смыслового чтения огромное количество, но я бы хотела остановиться на тех, которые применяю на своих занятиях.

1.                вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

2.                сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.;

3.                множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

4.                конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);

5.                деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;

6.                составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;

7.                предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;

8.                викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;

9.                логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;

10.           заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;

11.           верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

3. Анализ полученных результатов

Результаты анкетирования в 3-й четверти показали, что количество ребят, которые работали с заданиями, ориентированными на содержание текста и понимание смысла текста, стало больше. Учащиеся стали меньше испытывать сложности в работе с текстом.

 

 

 

Результаты анкетирования. Справились с заданиями (конец 3- й четверти)

Работа с текстами (задания)

5 Б

5 В

Выделение главного в тексте

            68%

88%

Умение найти в тексте ответы на поставленные вопросы

            88%

            92%

Грамотно пересказать прочитанный текст

            56%

            68%

Различать темы и подтемы 

            84%

            88%

  

4. Заключение

Итак, методы и приемы смыслового чтения развивают умение работать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном.У учащихся будет сформированапотребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Ребята, работая с текстом, научатся:

ü    определять главную тему;

ü    выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий общему смыслу текста;

ü    формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

ü    обнаруживать соответствие между частями текста и его общей идеей;

ü    находить в тексте требуемую информацию;

ü    решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

ü    определять назначение разных видов текстов;

ü    различать темы и подтемы;

ü    выделять не только главную, но и второстепенную  информацию;

ü    сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

ü    формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

ü    понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

ü    преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, схемы, таблицы;

üсравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

üвыводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

5.Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стратегии  предтекстовой  деятельности

С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

1.      «Мозговой штурм».

2.     «Глоссарий».

3.     «Ориентиры предвосхищения».

4.     «Батарея вопросов».

5.     «Предваряющие вопросы».

6.     «Рассечение вопроса».

7.     «Алфавит за круглым столом»

8.     «Соревнуемся  с писателем».

«Мозговой штурм». Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

1.     Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы?

2.     Учитель записывает все называемые ассоциации.

3.     Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Глоссарий». Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?»

1.     Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

2.     Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам  и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Рассечение вопроса». Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Например: Как Человек и Собака стали говорить по-разному.

Атмосфера: строение, значение, изучение. География.

Злаки – хлеб человечества. Биология.

Следы во времени. Литература. Название раздела 6 класс.

«Алфавит за круглым столом»

Мы планируем прочитать и  обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.

«Соревнуемся с писателем»

Цель – мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Упражнения с заголовком текста.

1.     Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2.     Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?

3.     Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту).

4.     По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?

5.     Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

6.     По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?

Стратегии текстовой деятельности

Стратегии текстовой деятельности

v«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

v«Чтение про себя с вопросами».

v«Чтение про себя с остановками».

v«Чтение про себя с пометками».

 «Чтение в кружок»

Ход работы:

1.     Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

2.     Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более  усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

 «Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками». Данная стратегия чаще всего используется для работы со  сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

   

Упражнения на определение темы текста:

1.     Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.

2.     Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров).

3.     Распределите заглавия по указанным темам.

4.     Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

5.     Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.

6.     По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.

7.     О каких проблемах …

8.     Что объединяет данные тексты?

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности

v«Отношение между вопросом и ответом»

v«Вопросы после текста»

v«Тайм-аут»

v«Проверочный лист».

v«Отношение между вопросом и ответом»

 

 «Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов Б.Блюма»:

-фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

 -концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.

-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

      Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста

1.     Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2.     Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените материал
(0 голосов)