Рабочая программа по технологии 1 класс

Рабочая программа по технологии 1 класс

14 февраля 2016, 12:00 am
Опубликовано в Учебные программы
Прочитано 2487 раз

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой  инфростурктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим  миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

     Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской  программы «Технология» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

 

 

Общая характеристика учебного предмета.
Целью данного курсаявляется развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета   выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать  способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологиив соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  •  освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;   – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

      Описание места учебного предмета в учебном плане              

 

Изучение курса «Технология» рассчитано на 135 часов и предусматривает следующее распределение часов по классам: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю; 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю). 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,готовности к преодолению трудностей; уважение к результатамтруда других людей;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

формирование психологических условий для продуктивного общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, готовности оказания помощи тем, кто в нейнуждается; формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого иметь свое мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе

является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с

точки зрения собственных ощущений (явления, события), в

предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые

Предметная методика

Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность

Предметные результаты (цели предмета)

1-я линия развития

Чувствовать мир, искусство

(тексты, иллюстрации и

задания)

2-я линия развития

Отношение к миру,

событиям, поступкам

людей (тексты,

иллюстрации и задания)

- Технология

продуктивной

художественно-

творческой

деятельности

(структура параграфов)

- Технология

оценивания (правило

самооценивания)

- Технология

продуктивного

созерцания,

размышления,

рассуждения и

обсуждения (задания

по работе с

иллюстрациями)

- Задания для

групповой работы,

групповые проекты

Личностные результаты

Комлексные, компетентностные задания в УМК:

- Проектные задания (на предметном материале)

- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с

позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и

ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения,

обсуждения, самые простые общие для всех людей правила

поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять

своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м

классе является формирование следующих универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с

помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

выполнения задания материалов и инструментов;

 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую

работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы,

рисунки учебника;

 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология

продуктивной художественно-творческой деятельности.

 учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки

учебных успехов.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

 делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

словаре);

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать предметы и их образы;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую –

изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать

мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной

художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о

правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе

является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал,

эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое,

сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических),

используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для

создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор,

орнамент, плоскостное и объѐмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках

изобразительного искусства знаний.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать

 виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань,

клейстер, клей), их свойства и названия;

 конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное

соединение деталей;

 названия и назначение ручных инструментов и приспособления

шаблонов, правила работы ими;

 технологическую последовательность изготовления несложных

изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

 способы разметки: сгибанием, по шаблону;

 способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

 виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой

и еѐ вариантами;

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и

поддерживать порядок на нѐм во время работы, правильно работать ручными

инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов

собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции

изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по

шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и

средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи)

художественно-творческой и трудовой деятельности.

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе

является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с

позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать

и обсуждать их с одноклассниками;

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с

позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

 самостоятельно определять и высказывать свои чувства и

ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения,

обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой

деятельности человека-мастера;

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своѐ или

другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять

своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м

классе является формирование следующих универсальных учебных

действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и

самостоятельно;

 учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную

проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов

изделий);

 учиться планировать практическую деятельность на уроке;

 с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для

выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические

приѐмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления

изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работая по совместно составленному плану, использовать

необходимые средства (рисунки, инструкционные карты,

приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности

выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации

шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной

художественно-творческой деятельности.

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с

учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки

учебных успехов.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что

нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения

для открытия нового знания и умения;

 добывать новые знания: находить необходимую информацию как

в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и

энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен

словарь терминов);

 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир,

искусство.

Коммуникативные УУД:

 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или

небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной

художественно-творческой деятельности.

 договариваться сообща;

 учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4

человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса во 2-м классе является

формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое,

комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический,

жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие.

Представление о линейной перспективе.

По _ фю_ђЩц____художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения,

основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из

главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных

цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной

перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и

соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки,

подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с

особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм во

время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке,

угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки,

ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых

закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой

изобразительной и трудовой деятельности.

34 классы

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м

классах является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с

точки зрения собственных ощущений (явлении, события),

соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать

конкретные поступки, которые можно характеризовать как

хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства, изделий декоративно-прикладного

характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно

относиться к ним;

 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-

технологические знания и умения, делать выбор способов

реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять

своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 34-м

классах является формирование следующих универсальных учебных

действий:

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать цель урока после

предварительного обсуждения;

 уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание,

отделять известное и неизвестное;

 уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную

проблему;

 под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы

(задачи);

 выполнять задание по составленному под контролем учителя

плану, сверять свои действия с ним;

 осуществлять текущий и точности выполнения технологических

операций (с помощью простых и сложных по конфигурации

шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый контроль общего

качества выполненного изделия, задания; проверять модели в

действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология

продуктивной художественно-творческой деятельности.

 в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности выполнения своей работы и

работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки

учебных успехов.

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи

источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема,

чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках,

Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

обсуждений материалов учебника, выполнения пробных

поисковых упражнений;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

класифицировать факты с__сых*u10и явления; определять причинно-

следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

 преобразовывать информацию: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и

задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир,

искусство.

Коммуникативные УУД:

 донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в

устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных

речевых ситуаций;

 донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;

 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного

диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в

совместном решении проблемы (задачи);

 уважительно относиться к позиции другого, пытаться

договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе

является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ,

форма и содержание, игрушка, дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной

перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных

произведениях;

знать холодные и тѐплые цвета;

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением

пропорций предметов.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения

объѐмных форм – на основе развѐртки;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертѐж по

линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания),

планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного

образа в единстве формы и содержания.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе

является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и

ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства

художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и

ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и

творчества выдающихся художников России и региона;

уметь использовать известные средства художественной

выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура,

колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее

представление), названия некоторых искусственных материалов,

встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения

задания (от замысла или анализа готового образца до практической его

реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-

технологические решения и приѐмы.

Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в

создании художественного образа в единстве формы и содержания.

 

Содержание  учебного предмета.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания(2 ч)

Уход за одеждой.Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя от­верстиями.

Декоративное оформление предметов быта и жилища.Тра­диции и характерные особенности культуры и быта народов России. 

Практические работы.Декоративное оформление жилища изде­лиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: раз­работка и изготовление пригласительных билетов. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Техно­логия» к концу первого года обучения

Изготовление изделий из пластичных материалов (5 ч)

Краткая характеристика операций подготовки и обработки плас­тичных материалов:делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления:стеки, подкладная доска.

Практические работы.Изготовление изделий из пластилина: под­готовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформле­ния изделия.

Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов жи­вой природы (овощи, фрукты, животные).

Изготовление изделий из природных материалов (5 ч)

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов:собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать ком­позиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.

Инструменты и приспособления:ножницы, кисточка для клея, под­кладная доска.

Практические работы.Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; уста­новление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия. 

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу:моделирование из готовых природных форм, создание де­коративных композиций в технике аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объ­ектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.

 

Изготовление изделий из бумаги (13 ч)

Краткая характеристика операций обработки бумаги:сминать — делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать — свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону — обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.

Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточ­ка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, пере­плести.

Практические работы.Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом разме­ров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бу­мажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декора­тивное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.

Создание изделий по собственному замыслу.

Варианты объектов труда:пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.

Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)

Краткая характеристика операций обработки материалов:отме­рять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узел­ком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по кра­ям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения руч­ных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».

Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, нож­ницы, наперсток, пяльцы.

Практические работы.Изготовление плоских изделий из текстиль­ных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; размет­ка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соеди­нение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций.Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.

 

 

Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

          Тема

Кол.

час.

Дата

         Характеристика деятельности учащихся

 План

Факт

 

                     1 четверть

9

 

 

 

1.

 Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Соблюдение при работе безопасных приемов труда.

1

 

 

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

2.

Организация рабочего места для работы с различными материалами. Самообслуживание.

1

 

 

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполненными утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

3.

Мир изделий. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе. Инструменты и приспособления для обработки пластилина.

1

 

 

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и т.д.).

 

4.

 

Приёмы работы с пластилином. Лепка овощей.

1

 

 

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

5.

Лепим блюдо с фруктами.

1

 

 

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику

6.

 Модели животных.

1

 

 

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

7.

Фишки для уроков математики.

1

 

 

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.

8.

 

Медведь из массы для моделирования.

1

 

 

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения;

9.

Растительные природные материалы, используемые на уроках. Свойства природных материалов. Аппликация «Пейзажи».

1

 

 

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

 

2 четверть

7

 

 

 

10.

Аппликация «Животные»

1

 

 

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику

11.

Сборка  деталей из природного материала при помощи пластилина. Узоры из семян.

1

 

 

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику

12.

Декоративная композиция из сухих листьев и семян.

1

 

 

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения;

13.

Декоративная композиция из сухих листьев и семян.

1

 

 

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения;

14.

 

Виды бумаги, используемые на уроках. Свойства бумаги. Инструменты и приспособления для обработки бумаги.  Пригласительный билет на ёлку.

1

 

 

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и т.д.).

 

15.

Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку.

 Конверт для пригласительного билета.

1

 

 

Исследовать технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка),

16.

Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. Гофрированные новогодние подвески.

1

 

 

Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

 

3 четверть

9

 

 

 

17.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги: многослойное складывание. Снежинки.

1

 

 

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

18.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги. Аппликация из мятой бумаги.

1

 

 

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

19.

Основные технологические

операции ручной обработки бумаги: отрывание. Обрывные аппликации из бумаги.

1

 

 

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.Оценивать результат деятельности.

20.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги: сборка и скрепление деталей. Мозаика из бумаги.

1

 

 

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления

21.

Модели из бумаги. Парусник.

1

 

 

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

22.

Модели из бумаги. Лодочка.

1

 

 

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

23.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги. Плетение из полосок бумаги.

1

 

 

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

24.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отделка аппликацией.

Поздравительная открытка.

1

 

 

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику

25.

Бумага.Картон. Модели городского транспорта.

1

 

 

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цельПланировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

 

                4 четверть

8

 

 

 

26.

Общее представление о технологическом процессе.Виды тканей.Свойства ткани.Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей.

1

 

 

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и т.д.).

 

27.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: наклеивание ткани на картонную основу. Аппликация из ткани.

1

 

 

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

28.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: сшивание деталей. Игольница. Шов «вперёд иголку».

1

 

 

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цельПланировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

29.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов. Подвески из лоскутков ткани.

1

 

 

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность; Подготавливать свое рабочее место; рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы рационального и безопасного труда;

30.

Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине». Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Декоративная салфетка.

1

 

 

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.

31.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов.

Декоративная салфетка(завершение работы)

1

 

 

Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

32.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: наклеивание ниток на картонную основу.

Цветочная композиция из ниток.

1

 

 

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику

33.

Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).

1

 

 

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

 

                            

 

Раздел, тема

1

2

3

4

Год

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

2

 

 

 

2

2.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

 

 

 

 

31

 

Природные материалы

1

4

 

 

5

 

Пластичные материалы

6

 

 

 

6

 

Бумага

 

3

9

 

12

 

Текстильные материалы.

 

 

 

8

8

 

ИТОГО

9

7

9

8

33

 

 

Планируемые результаты к концу первого года обучения

К концу первого года обучения обучающиеся научатся в процессе самостоятельной и парной работы:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами;
  • Называть профессии своих родителей.

                Получат возможность научиться:

  • применять информацию при решении различных задач;
  • выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
  • соблюдать правила личной гигиены и использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами;
  • уважительно относиться к труду людей;
  • создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
  • осуществлять сотрудничество в совместной работе.
  • ознакомиться с традиционными промыслами Вашкинского района, профессией гончара;
  • ознакомиться с народным костюмом Вологодского края, профессией ткача.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.     Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – М.: Просвещение, 2011.

3.     Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост Р.Г.Чуракова. – 5 изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4.     Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

5.     Рагозина Т.М. Технология. 1 класс; методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

6.     Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.:Учебник/ под ред. Р.Г. Чураковой. – 2 изд.  – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

7.     Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л.Солянкина. – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.

 

Оцените материал
(0 голосов)